АНДЖЕЙ ВАЙДА – ЧЕЛОВЕК СВОБОДЫ

 

Президентский Центр им. Бориса Ельцина в Екатеринбурге отмечает свой первый юбилей – год деятельности. Среди юбилейных мероприятий - Дни памяти польского режиссера Анджея Вайды - «Анджей Вайда – человек из свободы» («Andrzej Wajda – człowiek z wolności») (24-26 ноября).

В рамках проекта состоялась ретроспектива фильмов Анджея Вайды, открытие выставки «Свобода/Wolność», дискуссия на тему «Польша-Россия. Опыт свободы в дискурсе современных поляков и русских», круглый стол «Катынь» Анджея Вайды: на перекрестке фактов и мифов», а также творческая встреча с актерами фильма «Катынь» Сергеем Гармашом, Артуром Жмиевским Антонием Павлицким. Проведение Дней Вайды было бы невозможно без участия Польского культурного центра в Москве, директор Дариуш Клеховский. Во всех прошедших мероприятиях приняли участие также российские киноведы Денис Вирен и Вячеслав Шмыров, руководитель польской программы НИПЦ «Мемориал» Александр Гурьянов, первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Бориса Ельцина Людмила Телень.

Были показаны фильмы: «Валенса», «Дантон», «Корчак», «Человек из мрамора», «Катынь».

25 ноября состоялось открытие выставки «Свобода/Wolność». Выставка объединяет два фотопроекта польского документалиста Петра Вуйчика: польскую часть, в которой автор пытается ответить на вопрос, чем является свобода для поляков спустя 25 лет после демократических перемен 1989 года, и российскую, повествующую о том, как понятие «свобода» определяют жители России. Cоавтор польской части проекта – Юстына Победзинская, соавтор российской части проекта – Томаш Кизны, куратор выставки – Доминик Ройнет.

Самым объемным, но в то же время самым значимым выступлением на дискуссии было выступления Александра Гурьянова, который изложил самые важные факты о Катынской трагедии, а также назвал исторические документы, признанные российской властью. Дополнением к его выступлению было выступление Мирослава Чешьляка, представителя Консульства отдела посольства Польши в Москве, который рассказал о том, что на Нюрнбергском процессе даже не предъявлялись обвинения нацистам относительно катынского расстрела. Они были отвергнуты международной комиссией на стадии формирования повестки.

С большим интересом в мероприятиях принимали участие и члены Польского общества «Полярос». На дискуссии, посвященной фильму «Катынь», было приятно видеть молодых, очень активных членов «Полярос». Во время дискуссии дама из зрителей, представившаяся преподавателем университета, посетовала, что молодежь, которой она преподает, ничего не знает о Польше, и единственной ассоциацией с Польшей являются польские яблоки. После чего сказала: «Вот, я вижу тут молодых людей, было бы интересно услышать их мнение». Было приятно, что «случайным прохожим» оказался именно член общества «Полярос» Александр Мещеряков, который сказал, что молодежи интересно многое, и все зависит от того, что старшее поколение хочет и может рассказать им. Александр сказал, что является членом Польского общества, чем, естественно, порадовал Дариуша Клеховского и что сняло вопросы о его знаниях о Польше.

Самым мощным аккордом Дней Вайды был показ фильма «Катынь» в конференц-зале Ельцин Центра 26 ноября. Пришло очень много зрителей, мест не хватило, были принесены дополнительные стулья, люди рассаживались, кажется, даже на ступеньки. Фильм был идеально принят публикой – и звенящая тишина, и слезы, и долгое молчание на титрах – все, говорило о том, что публика разделяет чувства создателей фильма. Очень трудно было ведущим «раскачать» после этого зрителей на вопросы к актерам, их было немного. Замечательны были две реплики. Первая – от юной девушки : «За что их расстреляли?». Видимо, девушка до фильма вообще ничего не знала о Катыни. Ей ответил Александр Гурьянов формулировкой из Постановления ЦК Политбюро от 5 марта 1940 года: «Расстрелять как ярых врагов Советского союза и социалистического строя». Очень хорошо, когда молодой человек узнает об этих событиях правду от честных и компетентных людей. Одна дама постарше, воскликнула: «И как теперь с этим жить?». Хочется верить, что люди с нормальными гуманистическими ценностями заинтересованы в переживании этого опыта и честных добрых отношениях между странами, связанными общими границами и общей историей.